Примечание: Новую редакцию книги рекомендуется читать по этому адресу:
http://alfate.fatal.ru/Mag_rasum.pdf
.
Из-за сложного форматирования текста и неудобства печати, публикация в формате *.html более не редактируется.
Человечество вступило в третье
тысячелетие , по традиционному летоисчислению . В таких случаях принято
подводить итоги в разных аспектах деятельности человечества. О достижениях
будет сказано и написано немало , а вот
об отрицательных моментах в жизнедеятельности человеческого сообщества, скорее
всего, будет сказано поверхностно, односторонне, с упором на экологию,
недостаток тех или иных ресурсов на Земле и так далее. При этом можно упустить
из виду , что человечество в своём развитии в сфере общественного сознания
входит в новое тысячелетие со старым багажом
в виде торжества правой
идеологии и различных религий .
Наша страна и народ также не
избежали этой участи (здесь я говорю о тенденциях массового сознания , а не об
отдельных людях) . После десятилетия стремительного “ поправения “ общества ,
познав все прелести капитализма , страна и народ оказались на распутьи. Ищут
ответа на вопрос , как дальше жить , то на Западе , то на Востоке. А не лучше
ли обратиться к своим корням , которые находятся не в религии , как нам
пытаются преподнести . Корни русского
народа (далее я буду использовать
словосочетание “ русско-язычный народ “ , как более точное) находятся в РУССКОМ
ЯЗЫКЕ .
Это значит, что большинство
ответов на вопросы о путях дальнейшего
развития страны и народа можно получить из анализа структуры русского алфавита,
фраз и слов русского языка.
Закономерно возникает вопрос ,
почему и откуда в русском языке появилась такая информация ? На этот вопрос ,
на данном этапе исследования , нет однозначного ответа . Далее будут даны
несколько вариантов возможных ответов для разных уровней рассмотрения проблемы
. Пока же , не вдаваясь в подробности , можно сказать , что русский язык , как
средство передачи информации , несёт в себе кроме явной , общепризнанной информации , ещё и дополнительную информацию
в неявном виде . Эта дополнительная информация может быть извлечена по вполне
определённым правилам и при определённом способе мышления . Полученная таким
способом информация характеризует процессы , протекающие в неявном виде
(вследствие особенностей обработки и усвоения информации человеком) в
человеческом сообществе , как в мировом масштабе , так и на уровне российского
сообщества . На основе анализа дополнительной , неявной информации в русском языке
можно прийти к выводу , что русский язык является своего рода " информационным слепком "* ,
то есть копирует в словах и алфавите в символьной форме некоторую информацию ,
характеризующую тенденции в способах обработки и усвоения информации , как в
человеческом сообществе , так и в человеческом теле . Следует учитывать , что и
человеческое тело , и человеческое сообщество подвержены тем или иным болезням , что в информационном
плане равноценно наличию ошибок , на уровне человеческого тела - в различных
системах человеческого организма , на уровне человеческого сообщества (
человеческое сообщество состоит из совокупности людей , несущих ошибки в своих
организмах ) - в философии , идеологии .Значит и " информационный слепок " (русский язык) должен отображать
эти ошибки .
* Более точная модель этой функции
русского языка будет приведена в разделе "Специальная часть" , где
будет изложена информация , требующая для своего понимания наличия у читателя
определённого уровня образования .
Когда начиналось данное исследование , я был приверженцем
учения К.Кастанеды ( исследование началось более 5 лет назад , подробности
изложены в книге Фатеев А.М. "
Хроника развития сознания " ) . Однако по мере развития исследования стало
ясно , что модели Вселенной , человека и его сознания , изложенные в книгах и
интервью К.Кастанеды и его соратников ( Т.Абеляр , Ф.Доннер , К.Тиггс ) ,
неточно отражают реальность , содержат в себе много взаимоисключающих постулатов
. Причём , авторы осознавали это , но , ссылаясь на древность происхождения
этих знаний и особый способ их получения ("видение") ,
придерживались мнения , что " разумом этого нельзя понять " .
В книге
критическому анализу учения
К.Кастанеды будет отведено немало места, как в силу вышеизложенных причин , так
и в силу
того , что часть сведений в учении К.Кастанеды несёт в себе информацию о скрытой части
обычной реальности , но не той , о которой
рассказывает подробно К.Кастанеда .
По мере развития исследования и
понимания произошла смена приоритетов и учение К.Кастанеды , как выражающее в
основном женский взгляд на Вселенную и человека , отошло на второй план . Ему
на смену пришли поиски информации , которая выражала бы мужской взгляд на
Вселенную и человека . Такая информация была найдена при анализе особенностей
русского языка .Результаты этих поисков и приведены в книге .
Наличие скрытой части обычной реальности обусловлена способом
обработки информации в сознании человека . Чтобы приступить к изложению
результатов исследования , необходимо рассмотреть основополагающие принципы ,
на которых базируется аналитический подход в исследовании, как русского языка ,
так и человеческого сознания .
Способы
обработки информации в сознании человека
Большинство способов обработки
информации при мышлении человека известны в специальной литературе . Однако они
отделены от обыденного сознания человека массой специальной терминологии ,
которая затрудняет понимание и использование этих способов в обиходе . Это в
свою очередь способствует процветанию невежества в массовом сознании . Конечно
, для понимания необходим какой-то минимальный уровень образования , но часто
достаточно знать всего несколько основных закономерностей человеческого
мышления , чтобы на их основе делать верные выводы относительно самых разных
жизненных ситуаций .
В этом разделе закономерности
мышления будут рассмотрены на основе анализа мышления русскоязычного человека ,
так как выводы основываются на наблюдениях за русскоязычными людьми .
Обоснованность такого подхода связана также с тем , что с помощью русского
языка , в частности , с помощью русского алфавита устанавливается связь между
различными уровнями организации обработки информации : молекулярным уровнем генетического кода человека и
мышлением человека .К сожалению здесь не обойтись без одного термина : "
процессинг ".
"
Процессинг " - одна из главнейших
операций обработки информации на молекулярном уровне одноклеточных и
многоклеточных живых организмов . Суть его заключается в удалении ненужных
фрагментов молекул информационной РНК (
см. приложение 1) , что в информационном плане означает удаление
избыточной , ненужной информации , или
, проще говоря , шумовой информации . В мышлении человека обработка информации
протекает аналогичным способом , чаще всего автоматически . Из всего
многообразия поступающей информации от органов чувств ,человек автоматически
выбирает ту , которая необходима ему на данный момент , а остальную отбрасывает
как ненужную .Таким образом , " процессинг " выражает избирательный , выборочный способ
обработки и усвоения информации .
Термин " процессинг " взят из молекулярной биологии
для того , чтобы показать , что избирательный , выборочный способ обработки
информации является универсальным , несмотря на гигантское расстояние в
масштабах между молекулой иРНК в живой клетке и телом человека с его разумом .
Могут спросить , зачем ещё вводить дополнительный термин , если уже существует
термин для обозначения такого способа восприятия , называемый " внимание
" ? Внимание является составной частью человеческого разума и выполняет
функцию выборочного восприятия ( внимать ) , то есть характеризует именно этот
уровень обработки информации .Термин " процессинг " является более
общим в иерархическом отношении и включает в себя и внимание , и выборочный
способ обработки информации на генетическом уровне .
Теперь
рассмотрим отброшенную во время " процессинга " (отбора информации ) часть информации .Она
оказалась лишней , ненужной , даже мешающей , так как не будь её, не
потребовалась бы сама процедура " процессинга " . Поэтому логично
назвать эту часть информации - "информационным шумом " или просто
" шум". Понятие " шум
" практически ничем не отличается от обыденной трактовки слова "шум " , обозначающего наличие
каких-то помех при восприятии и усвоении информации .
Восприятие
информации после процедуры "процессинга " совсем не означает , что
была отобрана только истинная информация и при этом " не проскочила
какая-то часть шума " , а какая-то часть истинной информации оказалась не
воспринятой . Здесь мы сталкиваемся с необходимостью существования системы
оценки избранной информации по признаку : " истина или ложь " .
Оценкой истинности или ложности воспринятой информации занимается один из
компонентов человеческого сознания - мышление человека , так как только оно делает выводы в доступной
словесной форме с помощью логических закономерностей , и при этом относительно
просто поддаётся перенастройке по мере накопления новых знаний . Другие
компоненты сознания : зрение , слух , осязание , обоняние являются как бы
рабочими органами мышления , поставляя , обратите внимание , прошедшую "
процессинг " информацию . Важно отметить также , что эти органы чувств
работают в автоматическом режиме , вне сознательного контроля мышления , и
перенастроить их очень сложно , не прибегая к сильнодействующим средствам . Из
этого следует , что , если на этапе восприятия информации , в момент
"процессинга " , появилась шумовая информация , ложно отражающая реальность
, мышление человека может не заметить ошибки , так как оно ещё не научилось
различать данный вид ошибки " процессинга " . И только когда ошибок
появится много , и для мышления - разума человека станет очевидно , что выводы
из логических закономерностей не совпадают с наблюдаемыми реалиями , тогда
начинается поиск ошибок не только в сделанных выводах , но и на стадии "
процессинга " информации , поступившей от органов чувств .
Если сопоставить между собой
понятия " шум " , " ошибка " , " ложь " , " галлюцинация
" , то легко заметить , что все они обозначают одно и тоже по отношению к
обработке информации - наличие помех при обработке и усвоении информации
разумом , и что "ошибка " , " ложь " , " галлюцинация
" являются частными случаями более общего понятия " информационный
шум " . Как видно на этом примере и примере терминов " процессинг
" и " внимание " ,
вполне возможно для однородных понятий выделить одну или несколько их функций ,
по которым их можно объединить в иерархическую группу . Но кроме этих общих
свойств , каждое из этих понятий имеет дополнительные , относящиеся к своему
уровню иерархии или организации . Например , ложь действует на уровне
межчеловеческих отношений и имеет свойство целенаправленности , намеренности ,
в то время как " информационный шум " чаще всего случаен . Конечно ,
эта классификация достаточно условна и предназначена для облегчения понимания
способов обработки информации разумом человека на разных уровнях организации
материи - сознания . Кстати , сами уровни организации материи - сознания ,
которые принято рассматривать в науке , также возникли в результате "
процессинга " разумом человека поступающей информации . Здесь в качестве
объединяющего и разъединяющего параметра сначала был выбран физический размер
объекта ( электрон , ядро атома , атом , молекула ) , когда стало трудно
классифицировать объекты только по одному этому параметру , был добавлен ещё
один параметр - структурная организация атомов , что позволило описывать
свойства неорганических и органических молекул . По мере добавления всё новых
параметров для описания свойств Вселенной, и возникла классификация этих
свойств в виде многоуровневой модели организации материи - сознания .
Если разуму не хватает
информации , чтобы сделать верные выводы , он вынужден подвергнуть
дополнительной обработке уже известную информацию . В просторечьи мы говорим об
этом так , " давайте взглянем на проблему с другой стороны " . И
тогда мы пытаемся учесть те свойства , которые первоначально не учитывались при
рассмотрении проблемы ( неверный " процессинг " ! ) , и делаем новые
выводы . Затем " смотрим под
другим углом ( ракурсом )" , если
проблема всё ещё не решена . Попробуем "обнаучить" эти фразы . Когда
мы начинаем учитывать дополнительные свойства или факты при решении определённой
проблемы , то это равноценно созданию новой системы координат для описания
данной проблемы .Скажем , вначале наша
система координат располагалась в пределах плоскости с координатами " х " и " у " , учитывая
дополнительное свойство проблемы , мы вводим ещё одну координату - " z
" , и уже рассматриваем проблему в " объёме " или " в
другой плоскости " . Понятно , что чем больше мы будем учитывать свойств
или фактов , связанных с данной проблемой , тем точнее получится вывод .Для
примера рассмотрим поведение среднестатистического человека . Возьмём несколько
качеств человека , каждое из которых является отдельной координатой : отец
семейства , работник , гражданин . Мы выбрали три основных характеристики и на
их основе можем предсказать ( основываясь на обширном статистическом опыте ) ,
как он проведёт день . Скажем , отработает рабочий день и вечером придёт домой
к семье . Но все знают , что у любого человека гораздо больше характеристик ,
которые могут повлиять на его поведение . Возможно , что это пьющий человек , и
тогда уже нельзя сказать однозначно , придёт он домой или нет . Таким образом,
неучёт одного свойства приведёт к неверному выводу .Здесь , однако , есть
предел для такого способа получения верных результатов . Он обусловлен
невозможностью учесть все свойства или факты данной проблемы , из-за
ограниченных возможностей по скорости обработки информации человеком в реальном
масштабе времени . И мы опять возвращаемся к необходимости сделать новый
"процессинг " поступающей информации . Следует отметить , что новый
" процессинг " информации происходит под контролем разума , но в
рамках общего развития сознания человека , включая образование и жизненный опыт
, а также наличие цели , для достижения которой и делается новый "процессинг"
информации .
Для восполнения недостатка
информации идущей от органов чувств человек вынужден создавать новые приборы
.Это делается для увеличения знаний о реальности или для того , чтобы
компенсировать " процессинг " информации либо органов чувств , либо
промежуточного "буфера" , называемого также "подсознанием"
человека . По тому , как развивается наука , можно заключить , что основной
упор сделан на устранение "недостатков" органов чувств , делающих
первичный "процессинг" информации , а также путём компенсации недостаточного
быстродействия мозга с помощью ЭВМ , то есть , как указано в приведенном выше
анализе , пытаются при получении более точных выводов учитывать всё больше
неучтённых свойств реальности . Такой способ получения и обработки информации
можно назвать экстенсивным , так как он требует вложения дополнительных
материальных ресурсов для получения новой информации . Но ведь есть и другой
путь : сделать новый "процессинг" уже имеющейся информации и не один
раз , и попытаться таким образом отделить истину от информационного шума ,
существование которого в человеческом сознании не вызывает сомнения . Как
пример существования информационного шума в массовом человеческом сознании
назовём религию .
В чём заключается суть нового
"процессинга" информации ?
Как уже говорилось , нужно взглянуть на имеющуюся информацию с другой
стороны , и затем сопоставить выводы .Как это сделать ? Практика даёт хороший
пример .Посмотрим , как работает телевизор ( на данном уровне рассмотрения не
важно как устроен телевизор - это уже элемент "процессинга" - выбор
уровня рассмотрения проблемы ) . С помощью антенны улавливаются
электромагнитные волны определённого диапазона и передаются в телевизор , где ,
после соответствующей обработки , информация выводится на экран в виде изображения
и звука . Отметим , что в телевизор поступает только телевизионный сигнал и
небольшая часть другого диапазона электромагнитных волн .Это означает , что
антенна проводит первичный "процессинг" электромагнитных волн или , другими словами , является для них фильтром . В телевизоре
предусмотрена ещё одна система фильтрации и усиления сигнала или ещё одна
стадия "процессинга" поступившей информации , причём в блоке
телевизора информация подразделяется на несколько телевизионных каналов . И ,
наконец , человек осуществляет последний этап "процессинга"
информации на этапе восприятия ; он включает нужный ему канал .
Теперь
, по аналогии ( аналогия - сходство в каком-нибудь отношении между явлениями ,
предметами , понятиями ( С. И.Ожегов и
др. " Толковый словарь русского языка "[1] )) , органы чувств
человека осуществляют функцию антенны , делают предварительный
"процессинг" поступающей информации или фильтруют её , далее
информация поступает в "буфер - подсознание" ( пока нам тоже неважно
, как оно устроено ) , там информация также подвергается
"процессингу" или дополнительной фильтрации и , наконец , достигает
разума , внимание , через однажды настроенный канал . Если построенная аналогия
полная , то есть способы и этапы обработки информации между человеком и телевизором
подобны , то разум человека лишён огромного массива информации подобно
нескольким телевизионным каналам . В этом контексте легко объясняется появление
сновидений у человека во время сна , как перенастройка ( "процессинг" ) на другой
канал . Не забудем , ведь аналогия полная , в настоящее время подавляющая часть
телепередач несёт в себе значительную часть нереальной , ложной информации , то
есть содержит в себе значительную шумовую часть , поэтому нереальна и
информация в сновидениях . На основе этой аналогии становится понятно , что для
получения дополнительной информации можно либо , "не пытаясь переключиться
на другой канал" , воспользоваться всеми ресурсами разума и по
"следовым отпечаткам" , которые остались в информации , прошедшей
сквозь "фильтр" подсознания , восстановить истинную картину сигналов
от органов чувств , либо попытаться проникнуть каким-нибудь способом в
"буфер - подсознание" и узнать , что там происходит с информацией и
почему делается там именно такой "процессинг" информации ( частично
второй метод исследования и отражён в книгах К.Кастанеды ). Типичным примером
использования первого метода исследования в науке является определение свойств
космических лучей (элементарных частиц) по их следам от взаимодействия с
веществом на фотопластинке или в криминалистике - по оставленным следам
восстанавливают картину преступления и изобличают преступника . Обычно на
практике наиболее эффективно использование обоих методов исследования в том или
ином сочетании.
В следующих разделах книги я неоднократно
буду пользоваться методом аналогии , так как он позволяет в доступной форме
понимать часто сложные в другой терминологии моменты , а также позволяет
достигать определённых выводов даже не зная всех внутренних связей явлений .
Итак , мы рассмотрели возможный
путь и способы обработки информации на этапе восприятия его человеческим
разумом и теперь поняли , что, без приборов , разум человек располагает одним
каналом (без учёта снов) , прошедшей минимум два этапа "процессинга"
информации в органах чувств и в подсознании . Чтобы попытаться взглянуть на
прошедшую "процессинг" информацию с другой стороны , нам нужна другая
система координат , в которой бы учитывалось наличие ещё одной стороны .
Конечно , система координат зависит от содержания информации , которая будет
подвергнута анализу . Бессмысленно учитывать направление ветра в нашем примере
с человеком , если мы хотим знать , придёт ли человек после работы домой .Таким
образом , если будет подвергнута анализу информация , которая содержится в русском
языке и которая прошла
"фильтр" подсознания русско-язычного человека , то надо найти (
подобрать ) систему координат, которая
учитывала бы особенности русского языка . Кроме того , когда появляются при
анализе две стороны информации , значит неизбежно их противопоставление .
"Истина рождается в спорах" , то есть при противопоставлении
мнений сторон .
Кроме этого , понадобится
определить, насколько соответствует истине информация , полученная с помощью
новой системы координат . Так как , когда будут существовать две или более
системы координат для описания русского
языка , они обязательно должны будут рассматриваться , приблизительно как
равноценные .
[ Мы не сомневаемся в истинности слов и
фраз русского языка , описывающих обычную реальность , только потому , что
имеем всего одну систему координат (действующую грамматику) русского языка , и
нам не с чем сопоставлять , хотя даже в этом случае ложность многих фраз
бросается в глаза . А как выше было отмечено , русский язык уже представляет
собой результат ранее проведённого, скрытого в подсознании ,
"процессинга"(отбора) информации и , следовательно , в нём
проявляется односторонность , можно сказать тенденциозность
(например:правопорядок , правосудие , права человека , правое дело, он(а) прав(а)
и т.д.) .]
Поэтому и в отношении информации , полученной из слов и фраз
русского языка , при оценке её на истинность должны применяться общенаучные
способы .При наличии двух или более приблизительно равноценных систем координат
, информация , полученная с помощью одной из этих систем координат , уже не
может считаться однозначно истинной , если она противоречит информации ,
полученной из другой системы координат . Для разрешения такого противоречия и
выявления истины придётся использовать информацию , полученную с помощью других
наук , придётся производить сравнение полученной информации с наблюдающимися
реалиями жизни и даже , в случае необходимости , пользоваться мифами и
легендами . И только , если информация , полученная таким образом из разных
источников , совпадает в общих чертах(в совокупности) с информацией ,
полученной из анализа слов и фраз русского языка , можно говорить о верности
полученных выводов .