ХОРОШО ЛИ БЫТЬ ЛЕВШОЙ?
(Вместо предисловия)

Что делать с леворуким ребенком? Переучивать или нет? Если нет, то почему, и как учить? И вообще — леворукость — это патология или норма? Ответить на все эти вопросы, к сожалению, совсем не просто.

Еще не так давно многие в нашей стране к леворукому ребенку относились так же негативно, как представители некоторых народностей Нигерии. “Не вздумайте брать или передавать что-либо левой рукой представителям народностей йоруба или игбо — вы нанесете им жестокое оскорбление”. Находясь в Нигерии, об этом предупреждении необходимо помнить постоянно. В соответствии с обычаями народа игбо, являющегося одним из крупнейших в этой африканской стране, протягивая левую руку, вы преднамеренно демонстрируете свое неуважение к человеку. Йоруба называют левую руку “ово оси” — “негодной”, а во многих районах, где живут представители этой народности, левшей вообще считают “ненормальными людьми” [Моск. правда, 1989, 1 февр.].

Лет двадцать назад в отечественной педагогике вопрос о выборе руки для письма, о щадящем отношении к леворуким детям решался до удивительного просто — всем писать только правой рукой, а значит, леворуких детей — переучивать. Несмотря на то что это сопровождалось значительными трудностями, переучивали, используя самые “жесткие” меры, не считаясь с ребенком, его особенностями, возможностями и даже здоровьем. “Да что тут рассуждать,— рассказывала нам “опытная” учительница начальных классов,— я этим левшам с первого дня варежку на левую руку надевала да завязывала туго, вот и писали правой. Конечно, не у всех хорошо получалось, но уж никаких там выборов, правая и все”. Эта учительница свято верила, что делает благое дело, приспосабливая ребенка к праворукому обществу. При этом она совсем не учитывала ни особенности ребенка, ни того, что такое переучивание может быть совсем не во благо.

Не менее активны в переучивании бывают и родители. Многие не задумываются, почему переучивают — “просто потому, что все пишут правой”, другие — потому, что боятся отрицательного воздействия праворукой среды, третьи — потому, что считают невозможным в дальнейшем приобретение какой-то профессии, четвертые — потому, что сами — переученные левши. Но и родители плохо представляют себе, что такое приспособление небезразлично для здоровья и развития ребенка.

Негативное отношение к леворуким в нашей стране имеет длительную историю. Почти семьдесят лет назад в журнале “Русская клиника” была опубликована статья доктора А. А. Капустина о детях, проходивших неврологическое обследование. Среди них оказалось всего 0,7% левшей, и у этих детей доктор Капустин отметил более частые черепные деформации, косоглазие, ночное недержание мочи. А один из выводов звучал просто угрожающе: “Дети-левши в своем большинстве являются дегенератами, отягченными грубыми клеймами вырождения, и слабоодаренными”.

“Я все понимаю,— жалуется нам мама леворукого сына,— но ничего с собой поделать не могу, воспринимаю леворукость как недостаток, даже, признаюсь, как ущербность”. Отчего это? От нашего всеобщего нетерпения и нетерпимости к иному, другому? От желания, чтобы ребенок ничем не выделялся и был “как все”? Или это отголоски представлений доктора Капустина?

Вероятно, и то, и другое, и третье имеет место, но все же решающим, на наш взгляд, является незнание, непонимание биологических механизмов леворукости, а главное — неприятие многообразия, различия в наших детях как данности, которую совсем не нужно загонять в какие-то рамки, а тем более заменять по своему “хотению”.

К сожалению, сейчас еще бытует представление о связи между леворукостью и более низкими умственными способностями людей, несмотря на то что специальные психо-физиологические исследования не дают никаких подтверждений этому мнению. Правда, существуют данные о достаточно большом проценте левшей среди умственно отсталых детей и детей с трудностями обучения письму и чтению, но в этих случаях леворукость может быть одним из результатов патологии, как и умственная отсталость и различные трудности обучения, а вовсе не причиной этих нарушений. То есть и у леворукости. и у снижения способностей может быть одна причина, но у здорового левши могут быть блестящие способности.

Доктору Капустину и многим другим, считающим, что леворукость и низкая одаренность, ущербность взаимосвязаны, легко возразить, сославшись на имена известных всем левшей — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Чарли Чаплина, И. П. Павлова, В. И. Даля и президента США Джорджа Буша. Наверное, не все знают, что леворуки многие известные фехтовальщики и теннисисты, боксеры, а значит, леворукость сама по себе не только не препятствует никакой умственной деятельности, но и не является препятствием для достижения больших успехов в развитии и в совершенствовании сложнейших двигательных навыков. Нельзя не вспомнить и лесковского Левшу, столь умелого, что удалось блоху подковать.

Сколько же левшей в современном мире? Оценки расходятся. Называют цифры от 1% до 30%. Это расхождение, по-видимому, связано с методами определения леворукости. Если учесть только данные, полученные на основе экспериментального тестирования, то получим 8—10%. Аналогичные результаты (10%) мы получили и при обследовании московских школьников.

Зарубежные ученые отмечают, что количество леворуких нарастает: в 1928 г. было выявлено среди взрослых 3,3% леворуких женщин и 4,7% леворуких мужчин, в 1940 году — 5,7% женщин и 8,8% мужчин. В 1973 году число леворуких женщин увеличилось до 8,8%, а мужчин до 10,4%. А в 1979— 1988 годах достигло 12,4% среди женщин и 13,9% среди мужчин. Подобной статистики у нас нет, но опыт работы показывает, что тенденция роста количества леворуких не обошла и нашу страну.

Началом целенаправленного внимания общественности и специалистов, педагогов и родителей к проблеме переучивания леворуких детей в наши дни можно считать интервью профессора А. П. Чуприкова корреспонденту газеты “Правда” Н. Мишиной “Если вы левша” (8 июля 1980 г.).

Все исследования по изучению функционирования мозга у леворуких, данные психиатров, невропатологов, педиатров по-новому преломились в педагогике при решении сугубо практического вопроса: нужно ли и можно ли переучивать леворукого ребенка и заставлять его писать правой рукой. Было доказано, что насильственное переучивание и негативное отношение к леворукости приводит к нервно-психическим расстройствам, пагубно сказывается на здоровье, развитии и школьных успехах этих детей.

А в школе по старинке и без афиширования переучивали. Да и сейчас переучивают. По данным нейрофизиолога В. А. Арапетьянц (1987) среди 7—9-летних москвичей отмечалось 13,3% леворуких мальчиков и 10% леворуких девочек, а в 14—15 лет леворуких мальчиков было только 4,4%, а девочек — 4,1%. О чем говорят эти цифры, показывающие резкое снижение количества леворуких детей от начальной к средней школе? Прежде всего о нашей нетерпимости, жесткости требований, об активном переучивании, несмотря ни на что. К 14—15 годам остается ничтожно малый процент детей, отстоявших свое право на леворукость. А вот какой ценой далось переучивание, об этом цифры не расскажут.

В то же время опыт многих стран мира, таких как США, Франция, Англия, Германия и др., в которых леворуких детей не только не переучивают уже с начала века, но и создают все условия для их нормального существования в праворукой среде, убедительно показал, что бережное отношение к этим детям благоприятно сказывается на их дальнейшем развитии, а значит, на успехах общества в целом. Во многих странах есть специальные магазины для леворуких людей, где можно купить ножи и ножницы, различные приспособления, спортивные принадлежности, швейные машинки и даже компьютеры с клавиатурой, приспособленной для леворуких. Предпочтение руки учитывается не только в детстве. Леворукий взрослый может выбрать себе профессию станочника — есть станки для леворуких.

У нас, к сожалению, специальные условия, способствующие квалифицированному труду леворуких, не создаются, что может ограничивать выбор профессии. Возможно, это и подталкивает родителей к переучиванию.

Тревога за здоровье и развитие леворуких детей не лишена оснований. Среди леворуких существенна доля детей, рожденных в результате беременностей и родов, протекавших с различными осложнениями. Высок удельный вес детей с особенностями в развитии центральной нервной системы, предрасположенностью к неврозам, пониженной сопротивляемостью организма. Некоторые исследователи подчеркивают, что характерным для леворукого ребенка можно считать асинхронное развитие некоторых психических функций: опережение эмоционально-волевых и отставание в развитии психомоторных функций и пространственного восприятия. В то же время на вопрос, существуют ли заболевания, свойственные исключительно леворуким, медики отвечают отрицательно.

Большую тревогу ученых и педагогов вызывает тот факт, что среди подростков с девиантным (от лат. Деу1апо — отклонение) поведением, то есть поведением, отклоняющимся от принятых норм, и среди тех, кто совершил противоправные действия, отмечается значительное число леворуких. Однако причина, по мнению исследователей, не в леворукости как таковой, а в отрицательном отношении к этим людям в детстве, возможно, в насильственном переучивании, что травмирует личность ребенка, создавая ситуацию так называемого декстрастресса (от лат. decstra — правая рука и англ. stress — давление, напряжение) — стрессовых воздействий праворукой среды. Ученые предполагают, что отказ от переучивания, истинное внимание и бережное отношение к леворуким детям позволят уменьшить отрицательное влияние декстрастресса на здоровье и формирование личности, снизят вероятность возникновения патологических черт личности и возможность проявлений девиантного поведения.

Пока еще нет четкого и однозначного ответа на вопрос, что является причиной леворукости и чем отличаются физиологические показатели и психологические характеристики леворуких и праворуких, но тем не менее уже ясно, что нельзя считать леворукость патологией, а тем более связывать с леворукостью как таковой отклонения в развитии, снижение умственных и физических способностей. Ясно и другое: преимущественное владение рукой определяется не “хотением” ребенка или упрямством, не его желанием или нежеланием, а особой организацией его мозга, определяющей не только “ведущую” руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций (речи, чтения), о чем мы подробно расскажем в следующих разделах.

В этой книге, предназначенной для родителей и учителей, мы не стремились дать окончательные рекомендации, упростить проблему леворукого ребенка. Ее суть в том, что леворукий малыш отличается от других детей дома и в классе, требует особого подхода. В этом, на первый взгляд, не очень важном свойстве человека отражается его неповторимая индивидуальность, требующая от родителей и педагогов громадного труда для своего раскрытия. Если факты и размышления, приведенные в этой книге, помогут вам лишний раз задуматься над характером и особенностями ребенка — вашего сына или ученика, и не дадут совершить опрометчивый шаг, наша задача будет выполнена.

Hosted by uCoz